История храма

 

Историческая справка по Свято-Знаменской церкви с. Красное Палехского района Ивановской области.



Свято-Знаменскому храму села Красное исполнилось уже 200 лет. Он предстает перед глазами всех, кто едет из Шуи на Нижний Новгород и старинное село-академию Палех. Как и у всякой церкви существует история создания нашего Свято-Знаменского храма, и уходит корнями в далекое прошлое. Интересные сведения о селе Красном и его храме приведено в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии 1898г». В разделе «Приходы Вязниковского уезда» говориться: «Село Красное при реке Люлех находится в 73 верстах от уездного города и в 120 от губернского». В писцовых книгах Суздальского уезда 1628 – 30 годов упоминается «погост Николая Чудотворца, церкви деисусов семь образов на проземни, на престоле образ Пречистой Богородицы Одигитрия на золоте, двери царские сень и столбцы на прозелени, местный образ Николая Чудотворца (ныне утраченный в результате ограбления), да образ всех святых. При церкви священник и пономарь, две кельи нищих, пашни по двенадцать четвертин в поле перелогу восемь четвертин, сена десять копен». Близ погоста отмечена деревня Красное, принадлежащее В.И.Ратову. Сопоставляя эти данные с тем, что село красное находится на реке Люлех, что в существующей в настоящее время в Красной церкви, есть придел во имя Николая Чудотворца, мы вправе заключить, что упомянутые в писцовых книгах погост и деревня Красное, одно и тоже, что настоящее село Красное. О судьбе же упомянутой в 1628 году церкви ничего не известно.
Существующий в настоящее время в Красном каменный храм построен в 1804 году на средства помещика Порфирия Николаевича Бутурлина и прихожан по храмозданной грамоте епископа Владимиро-Суздальской епархии Ксенафонта Трепольского от 23 июля 1801 по прошению священника села Красное Стефана Стефанова и помещика Бутурлина П.Н. Строительство церкви велось «церковным строителем Петром Бородулиным и было закончено в 1804г. Освящена церковь была 10 июня 1810г. Следует отметить, что Бутурлин П.Н., по ходатайству и на пожертвования которого была построена ныне существующая церковь, принадлежит древнему роду Бутурлиных, берущих начало «от мужа честна по имени Радша», потомок оного служил Александру Невскому, образ которого написан рядом с пределом св. Николая Чудотворца. Из рода Радши ведут начало Чоботовы, Пушкины, Замыцкие, Застолбцкие и др.
К 1897 году Свято-Знаменская церковь имела три престола: главный - в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой во имя св. Николая Чудотворца и во имя св. мученицы Параскевы Пятницы. Последний предел в храме появился после чудесного явления чудотворной иконы Параскевы. Часовня, построенная на месте явления иконы (ныне утрачена) при сельце Богатищи на речке Телушке (по преданию её выковырнула рогом корова из-под пня на речке), восстановлена в настоящее время трудами прихожан. Источник около неё исцеляет многих болящих, приходящих сюда помолиться и набрать водички. В 1897 г. Красновский приход состоял из села Красное и деревень: Лужков, Ломов, Богатищ, Лукина и Иванькова, до 1885 года к Свято-Знаменской церкви был приписан Крутцовский приход, в коем была церковь св. Николая Чудотворца, а 23 сентября 1884 года в с. Красное была открыта церковно-приходская школа. Многие сельчане и ныне живущие учились в ней.
В интерьерах церкви сохранилась настенная живопись с сюжетами Ветхого и Нового Заветов, она выполнена на высоком художественном уровне в середине XIX века мастерами знаменитой иконописной Палехской школы. Реставрация живописи проводилась в 1862 году, в 1905-1906гг., в 1973 году и в 1987-1988 гг. В 1905-1906гг. храм был реставрирован мастерами иконописцами иконописной мастерской И.И. Парилова в «итальянской манере» палехского фряжского стиля. При подготовке композиции фресок использовались библейские сюжеты гравюр Илиуса Шнорра и французских художников-графиков. Таким образом, по сегодняшним меркам Свято-Знаменский храм является уникальным памятником не только русской, но и европейской культуры. К настоящему времени здание претерпело незначительные изменения. В облике храма нашли отражения стилистические принципы классицизма (храм, трапезная, апсида) и русской архитектура XVII века (шатровая колокольня). Здание храма с прилегающими постройками XIX века (палатка, церковные ворота, ограда и др.) представляют собой пример храмового зодчества высокой художественной культуры.
Все годы Свято-Знаменская церковь в с. Красное не прекращала службу. Исключение составляют несколько лет в конце 30х-40хгг., когда храм был временно закрыт, священнослужители были репрессированы. Но храм не дали разграбить прихожане Анна Блинова – староста и Евдокия Афанасьева, которые не отдали ключи от церкви, закопав их. Зданию досталась счастливая доля - из всех церквей района она сохранилась лучше всех.
«Храм окружают пруды, вековые ивы, кружевом застывшие в воздухе. Село это было всегда любимым уголком художников. Красота извилистого русла реки и манящих голубых далей, святящаяся сквозь ветви деревьев церковь, с плывущими в облаках крестами вдохновляли живописцев и художников-миниатюристов. Каждая встреча с этим селом, этой природой оставляет ощущение необычности, сказочности чудесно и разумно устроенного мира. Красота его покоряет. Ранним утром, когда спешим мы на службу, сияет храм наш белизной чистейшей в лучах восходящего солнца, и невольно дыхание прерывается пред святой его красотой. Видимо оттого, что здесь был единственный действующий храм в округе, и село кажется таинственным, особенным. Здесь всегда чувствуется живое, благотворное дыхание вечности, древние традиции, и природа своей невянущей красотой ещё больше украшает её. В будничную повседневность сельской жизни, озаряет своей музыкой звоны колокола. И сколько бы веков не проходила, природа хранит свою первозданность, ту красоту, что была здесь много веков назад».(Составлено прихожанкой Серафимой Калининой к 200-летию храма)
Составитель «сведений» преподаватель Владимирской семинарии В.Добронравов не упоминает священников, которые служили в с. Красном. Есть предположение, что в начале века служил здесь отец Алексей Никольский. В конце 20хгг. службу нес отец Александр Благовещенский до этого служивший в Петропавловском храме с. Майдаково. Он был репрессирован и сослан. Своё служение проходили так же протоиерей Владимир (Ткачев), начинали своё служение епископ Вениамин Люберецкий, епископ Юстиниан Тираспольский и Дубосарский, архимандрит Амвросий (Юрасов), протоиерей Андрей Манчтет и многие другие. В с. Красном любил отдыхать и молиться епископ Феодосий предшественник архиепископа Амвросия, ныне находящегося на покое.

Село Красное, до учреждения в 1796 году губерний, входило в состав старинного Суздальского уезда. По писцовым книгам 1628-30 гг. близ деревни Красное, принадлежавшей в то время В.И.Ратову, находился "погост Николая Чудотворца на р. Люлехе, па погосте церковь Николая Чудотворца, в церкви деисусов 7 образов на празелени, на престоле образ Пречистой Богородицы Одигитрии на золоте, двери царские, сень и столбцы на празелени, местный образ Николая Чудотворца да образ Всех Святых".
После 1796 года село Красное вошло в Вязниковский уезд Владимирской губернии.
Православное население уезда делилось на 57 приходов. В церковно-административном отношении приходы делились на три Благочиннических округа. Красновский приход относился к третьему Благочинническому округу.
На начало XIX века в с. Красное существовала деревянная Знаменская церковь с приделом Иоанна Предтечи. Можно предположить, что упоминаемая в писцовых книгах за 1628-30 гг. церковь Николая Чудотворца являлась либо предшественницей деревянной Знаменской церкви, либо это одна и та же церковь.
Ныне существующая каменная Свято-Знаменская церковь была построена вместо одноименной деревянной церкви по "храмозданной грамоте" епископа Владимиро-Суздальской епархии Ксенофонта Троепольского от 23 июля 1801 года по прошению священника с. Красное Стефана Стефанова и помещика, коллежского асессора и командора Порфирия Николаевича Бутурлина.

Строительство церкви велось "церковным строителем" Петром Бородулиным на средства П.Н.Бутурлина и прихожан и было закончено в 1804 году.
Освящена церковь была 14 июня 1810 года по прошению священника с. Красное Стефана Стефанова и церковного строителя Петра Бородулина.

"Во исполнение храмозданной Грамматы вместо деревянной построено в означенном селе вновь каменная во имя Знамения пресвятой Богородицыцерковь ко освящению приуготовленная и всеми принадлежащими вещьми снабжена, которую показанного села приходские люди желают освятить с тем, чтоб из означенной деревянной Знаменской церкви святый антиминс перенесть в новопостроенную в то же имянование каменную церковь, а из придела той деревянной церкви Иоанна Предтечи антиминс, перенесть в помянутую деревянную Знаменскую церковь, оный же придел упразднить поставить без всякого действия.
Того ради ваше преосвященство милостиваго архипастыря и отца покорнейше просим о освящении вышеописанной новоустроенной каменной Знамения пресвятой Богородицы церкви, с исполнением прописанных предложений учинить архипастырское благоразсмотрение и резолюцию.
К сему прошению священник Стефан Стефанов руку приложил
к сему прошению строитель церковный православный Петр Бородулин руку приложил"

Из этого следует, что после возведения каменной Знаменской церкви старая деревянная Знаменская церковь была сохранена, но ее главный престол стал в честь Иоанна Предтечи. О дальнейшей судьбе этой деревянной церкви документов не найдено.
Небезынтересно отметить, что П.Н.Бутурлин, по ходатайству и на пожертвования которого была построена ныне существующая каменная Свято-Знаменская церковь, принадлежит к древнейшему роду Бутурлиных, берущих начало "от мужа чесно по имени Ратша", потомок которого служил Александру Невскому. Один из потомков Ратши, Иван Андреевич, имел прозвище "Бутурля" от которого и пошли Бутурлины. Из рода Ратши ведут свое начало Чеботовы, Пушкины, Замыцкие, Застолбские и др. (см. "Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих...", которая известна под именем "Бархатной книги". тр. II, М., изд. Новикова, 1787 г.; С.Б.Веселовский, Указ. соч. с. 39-45)
К 1897 году Свято-Знаменская церковь имела три престола: главный - в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой - во имя Св. Николая Чудотворца и во имя Св. муч. Параскевы Пятницы.

"Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона Св. мученицы Параскевы; по преданию эта икона явилась при сельце Богатищах на речке Телушке; на месте ея явления и в настоящее время находится деревянная часовня.
Причта в приходе по штату положено - священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 500 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле".
Возможно, что этот храм - один из немногих (если не единственный) в котором есть придел Параскевы Пятницы. Этот придел появился в Свято-Знаменском храме после чудесного явления чудотворной иконы Параскевы Пятницы. Часовня, построенная на месте чудесного явления иконы,в настоящее время восстановлена трудами настоятеля храма отца Андрея и прихожан.

В 1897 г. Красновский приход состоял из с. Красное и деревень: Лужков, Ломов, Богатищ, Лукина и Иванькова, "в коих по клировым ведомостям числится 530 душ муж. пола и 639 - женского".
С 1873 г., когда была построена церковь Николая Чудотворца в д. Крутцы, до 1885 года к Знаменской церкви с. Красное был приписан и Крутцовский приход.
23 сентября 1884 года в с. Красное была открыта церковно-приходская школа.
Сохранилось традиционное церковное убранство: иконостасы, паникадила, светильники и пр.
В интерьерах церкви сохранилась настенная живопись с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. Живопись, как тематическая так и орнаментальная, выполнена на высоком художественном уровне в середине XIXвека мастерами знаменитой иконописной Палехской школы. Реставрация живописи проводилась: в 1862 году, в 1905-1906 годах, в 1973 году и 1987-1988 годах.
В 1905-1906 годах храм был реставрирован мастерами-иконописцами иконописной мастерской Ивана Ивановича Парилова в “итальянской” манере палехского фряжского стиля. При подготовке композиций фресок использовались библейские сюжеты гравюр Юлиуса Шнорра и французских художников-графиков. Таким образом, по сегодняшним меркам, Свято-Знаменский храм является уникальным памятником не только русской, но и европейской культуры.

Источники:
В.Добронравов. "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии. Выпуск пятый, г. Владимир 1898 год.
ГАВО, ф.556, оп.3, ед.хр. 172, лл. 1,2.
"Памятники культуры". Ежегодник. 1983 г. Л., 1985 г.