О святых иконах - Страница 2 - Православное общение

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Православное общение » ПРАВОСЛАВНЫЕ БЕСЕДЫ » Основы веры » О святых иконах
О святых иконах
IRIN@ Дата: Среда, 02.07.2008, 12:55 | Сообщение # 6
администратор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 251
Статус: Offline
Итак, почитание икон – это поклонение первообразу. Взирая на икону, мы видим в ней Самого Спасителя, Божию Матерь или святых угодников. Стоит ли говорить, что этим священным изображениям должно воздаваться соответствующее святыне почитание? Приходя в храм, православный люд возжигает перед иконами свечи, лампады, лобызает священные изображения. Во время богослужения перед иконами воскуряется фимиам – ладан. Перед иконами молятся, совершают молебные пения, с ними совершают крестные ходы. Соответствующее отношение к иконам должно быть и в доме у православного христианина. На молитву принято становиться лицом на восток, алтарем на восток строятся православные храмы. Поэтому и иконы желательно расположить на восточной стене комнаты. Но если нет возможности сориентировать иконы на восток, то можно расположить их в любом другом доступном месте. Главное, чтобы перед иконой было много свободного места, и могла уместиться вся семья на общую молитву. Можно поместить иконы на полочке, или, если их много, развесить на стене. Конечно, в первую очередь необходимо иметь в доме иконы Спасителя и Божией Матери. Если есть возможность разместить в доме большее количество икон, то можно дополнить домашний иконостас иконами особо чтимых святых, именными иконами, т.е. иконами святых небесных покровителей членов семьи, иконами праздников и т.д. Икона Спасителя должна находиться справа от предстоящего, а икона Богородицы – слева. Необходимо также помнить и о принципе иерархии. К примеру, икону месточтимого святого нельзя поместить выше иконы Троицы, Спасителя, Богородицы и апостолов. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом.

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.


 
IRIN@ Дата: Среда, 02.07.2008, 12:55 | Сообщение # 7
администратор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 251
Статус: Offline
Если икона обветшала


Довольно частым вопросом, задаваемым прихожанами, бывает о том, что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации. Конечно, икона всегда остается иконой, если даже она потеряла свой первоначальный вид. Ни в коем случае нельзя просто выбрасывать такие иконы. Их необходимо отнести в храм, где их сожгут в церковной печи. Если нет такой возможности, или в храме нет специальной печи, то икону можно сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое впоследствии не будет осквернено, к примеру, в саду под деревом. Таким образом можно поступить и с деревянными и с бумажными иконами.

Другим вопросом, который приходится часто слышать, является вопрос о том, что делать со старыми календарями с иконами, можно ли вырезать икону из календаря и поставить рядом с другими. Ответ однозначный: да. Но сначала необходимо наклеить такую икону на твердую основу и освятить в храме по чину освящения икон. А со старыми календарями, из которых невозможно вырезать икону, необходимо поступить так же, как и с ветхими иконами, не подлежащим восстановлению, т.е. сжечь.
Найденные и подаренные иконы

Зачастую в разговоре с прихожанами приходится слышать о неподдельном и даже паническом страхе перед найденными и подаренными иконами. Люди, подверженные подобным суевериям, начинают искать какую-то мистику в таких иконах. Кому-то кажется, что на икону наколдовали и потом подарили, чтобы принести неприятности в семью. Другие начинают искать какие-то знаки свыше в найденной иконе. Список вопросов по этой теме можно продолжать до бесконечности. Хочу сразу развеять сомнения – в подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Существует множество сказаний о чудесных явлениях различных икон Божией Матери. Само собой разумеется, что при явлении эти иконы кто-то находил. Благоговейный трепет перед ними, конечно, был, и история говорит об этом. Но эти иконы с благоговением и, зачастую, с молитвой приносились в храм или на месте явления устраивались храмы и часовни. Так стоит ли бояться найденной иконы? Конечно, нет. Для спокойствия души икону можно освятить в храме и смело помещать в домашний иконостас. Также можно поступить и с подаренной иконой. Не стоит искать зло там, где его нет.

Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что люди приносят «ненужные» иконы в храм и оставляют их там. То в свечной оставят, то на подоконнике в храме, то на амвон положат. Мотивация при подобных действиях бывает различная. Это и боязнь найденных или подаренных икон, и ветхость принесенных икон, и какое-то непонятное нежелание человека иметь в доме ту или иную икону. Невольно вспоминается пословица: «На, Тебе, Боже, что нам негоже». Необходимо помнить, что храм Божий – это не склад для «ненужных» икон, тем более что таковых не может быть у православного христианина.


 
IRIN@ Дата: Среда, 02.07.2008, 12:55 | Сообщение # 8
администратор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 251
Статус: Offline
Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу. Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».


 
vasya Дата: Понедельник, 08.08.2011, 18:25 | Сообщение # 9
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
делаем сайты на библейские темы

МЫ РАСКРУЧИВАЕМ ЛЮБОЙ ВЕБ-САЙТ ЛЕЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
 
Православное общение » ПРАВОСЛАВНЫЕ БЕСЕДЫ » Основы веры » О святых иконах
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: